Дистанционное образование: мечта или реальность?
Дистанционное
образование: мечта или реальность?
19 ноября 2009, 13:48,
Владимир Пыриг, специально для ITnews
Применение информационных технологий является очень
разнообразным: работа, общение, развлечения – это уже давно пройденный этап.
Сегодня же мы поговорим об обучении с применением инновационных технологий.
Дистанционное образование на современном этапе его развития
– это возможность студентам учиться “не выходя из дома”, с помощью
сети Интернет и специализированных веб-ресурсов, на которых размещены лекции,
задания и литература, а также, с помощью специализированных систем есть
возможность сдачи зачетов, экзаменов и контрольных работ, но об этом – далее.
Популярности в Украине и в России такое обучение еще не имеет, поскольку
предлагают такую возможность единицы. Однако, надо признать, что в России есть
больше возможностей для дистанционного обучения. Вывод сделан из количества
рекламы, которую иногда можно видеть на некоторых сайтах.
Преимущества дистанционного обучения (далее
“дистанционное обучение”, “дистанционное образование”, ДО)
очевидны: студентам не надо ежедневно посещать пары или, в случае заочного
обучения, ехать на сессию, не нужны кучи тетрадей или книг – все это есть в
сети на специальных ресурсах. К тому же, организация ДО значительно дешевле по
сравнению с дневным или заочным обучением: преподавателям не нужно посещать
пары и читать студентам, которые иногда и так не хотят их слушать, лекции – их
можно набрать на компьютере и спокойно выложить на сервер. Студентам не нужно
тратить деньги на транспорт для проезда в вуз, не надо покупать тетради, книги,
а также значительно экономятся бытовые расходы (проживание и прочие
“радости” студенческой жизни, которые не входят в формат нашего
издания): достаточно компьютера со стабильным интернетом (почему стабильным ? –
дочитаете и узнаете!), а согласитесь – дешевле платить за интернет, чем за все
другие расходы. И еще одно очень большое преимущество ДО: это доступность его
для людей с различными физическими недостатками, бизнесменов, работников
различных учреждений, военнослужащих и других “занятых”, а также для
тех, кто получает второе образование. Ну и социально проблемный аспект –
уменьшение взяточничества в высших учебных заведениях. И добавим, что ДО хоть и
платный метод получения образования, но он всё-таки дешевле обычного заочного
обучения, а поэтому доступность ДО еще более очевидна, а, впрочем, вы сами
видите все преимущества.
Краткая история
происхождения
Исторически дистанционное обучение возникло в 1840 году,
когда Исаак Питман предложил обучение через почтовую связь для студентов
Англии, а затем, в 1856 году – начали преподавать язык заочной формой в
Германии. Что же касается того, как дать ДО полную характеристику, то таких
определений до сих пор нет, однако ДО еще называют открытым обучением, а целью
ДО является удаление учащегося (студента) от преподавателя.
Где получают ДО?
Получить ДО на наших постсоветских просторах все-таки можно,
но по очень ограниченному кругу специальностей. Так, скажем, в Украине
полноценную систему ДО первым предложил Киевский университет права Национальной
академии наук Украины (КУП НАНУ), и сейчас этот метод обучения с каждым годом
набирает все большие обороты.
А вот из российских учреждений ДО стоит отметить
Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ), который дает
возможность получить специальный сертификат любому человеку, понимающиму
русский язык, а для жителей России в ИНТУИТе есть ряд программ совместно с
другими вузами, которые позволяют получать дипломы по определенным специальностям.
По словам сотрудника ИНТУИТа Александра Серикова, учебные курсы – бесплатные,
только за сертификат придется заплатить небольшую сумму, а вот учебные
программы – это уже платное удовольствие, потому что к ним подключают
преподавателей и других работников, чего не делают при изучении курсов. И хотя
сравнивать КУП НАНУ с ИНТУИТом будет не совсем правильно, однако мы все же
попытаемся выделить основныенюансы этих двух учреждений.
Начнем с того, что Intuit – виртуальное учебное заведение,
которое дает подготовку по специальностям, имеющим отношение к информационным
технологиям: Web-программирование, HTML, языки программирования, управления
персоналом с помощью IT-технологий, управление различными системами и т.д. В
свою очередь КУП НАНУ – это не интернет-заведение, а обычный вуз, который
создал центр дистанционного обучения, и готовит студентов по таким юридическим
специальностям: гражданское и трудовое право, суд и адвокатура, прокуратура и
правовое обеспечение предпринимательской деятельности. К тому же в том же КУП
НАНУ, а в частности в его дистанционном центре, работают два отделения: это
переподготовка (второе высшее образование) и довузовская подготовка.
ИНТУИТ в информации о проекте заявляет, что они даже не
являются высшим учебным заведением, и финансируют его физические лица,
представители российских и зарубежных компаний, потому что платное обучение
возможно только для тех, кто учится в вузах, которые имеют с ИНТУИТом
соответствующие соглашения, а государство проект не финансирует. Подобная ситуация
и в центре ДО КУП НАНУ, говорит директор этого центра Ирина Костенко. По ее
словам, все начиналось собственными средствами университета, а также
трудоголизмом “без отпусков и выходных в течение пяти лет”. “Мы
начинали с того, что записывали и набирали за наших преподавателей лекции на
компьютере. Это сейчас все владеют компьютерами, а к тому времени владели
единицы. На нас работали наши домашние, знакомые ( конечно абсолютно
бескорыстно) … Можно сказать, что все построено только на энтузиазме, как и
каждое новое дело, но мы набираемся опыта и в то время, когда государство
юридически определится с ДО, наш опыт пригодится (надеюсь)”, – отмечает
Костенко.
В ИНТУИТе сертификат стоит недорого, поскольку там другая
система обучения. ИНТУИТ – за открытость информации. Это, кроме всего прочего,
проект издательства “Открытые системы”, а центр ДО КУП НАНУ
преследует совсем другие цели и зарабатывает путем собственных усилий, да и
лекции своих преподавателей в свободный доступ не выставляет.
И, наконец, кто для чего и для кого бы не работал, но и
ИНТУИТ и КУП НАНУ доступны для любого, кто захочет иметь соответствующее
образование или дополнительные знания. ИНТУИТ можно использовать как источник
знаний и здесь, в Украине, себя реализовывать – применять новые знания. И еще
одна существенная разница между этими заведениями: ИНТУИТ не устанавливает
никаких ограничений на обучение – ни возраст, ни страна ни другие факторы на
обучение не влияют: хочешь
учиться – учись! В свою очередь КУП НАНУ – серьезное
заведение, где дистанционная форма находится на уровне со всеми другими формами
обучения, да еще и дешевле на одну тысячу гривен от заочной. Единственное, что
их объединяет, это инновации и изменение стериотипов, связанных с образованием
и обучением.
Можно продолжать находить общие и отличительные черты этих
ВУЗов, но перейдем к развитию ДО в Украине: имеет такой вид образования хотя бы
какое-то будущее?
«ДО может расширяться так же быстро, как и развитие
информационных систем, которые будут это ДО поддерживать, а потому остается
непонятно, почему до сих пор в Украине высшие учебные заведения не вводят
никаких инноваций в учебный процесс», – пишет в своей статье Ирина Костенко. К
слову, как сообщила ITnews Костенко, на дневной форме обучается 1000 человек, а
на дистанционном – 230. Согласитесь, серьезный показатель. Что касается
проблем, возникающих с таким видом образования, то, как считает Ирина, они
связаны с преподавателями, которые иногда несвоевременно подают материалы.
Относительно прогнозов развития ДО в Украине, то по ее словам, за
инновационными технологиями — будущее. Уже сейчас велико влияние дистанционного
образования на студентов, а среди них есть даже некоторые министры, их
заместители, депутаты и мэры небольших украинских городов, что существенно
поднимает рейтинг заведения. Да и само по себе дистанционное обучение стоит,
как мы уже упоминали, на 1000 грн. Дешевле, чем заочная форма и на 5000 – чем
дневная.
Принципы ДО
Основной принцип ДО заключается в том, чтобы студент
самостоятельно, в любой момент, когда ему удобно, имел доступ к лекциям, и в
любой момент мог их прочитать. Для этого есть специальный ресурс, а студент
получает логин и пароль для доступа. Зайдя на этот ресурс, он может читать
необходимую ему литературу в виде веб-страниц, которые связаны между собой
разнообразными ссылками, что существенно помогает в поиске нужной информации и
упрощает способ работы с лекциями. Также есть и так называемый “сессионный
период” – период, в течение которого студент должен сдать все зачеты,
экзамены и прочее. Говоря проще: ты готовишься, когда тебе удобно и, так же,
когда тебе удобно, сдаешь сессию, в рамках периода, который тебе дают
(например, 10 дней, 2 недели и т.д.). Если студент “завалил” экзамен
или зачет, то имеет право пересдать один раз, правда, здесь его удобство
зависит лишь от часа, когда он будет пересдавать, поскольку дату назначает система.
В КУП НАНУ используют фреймворк Moodle, который предназначен
для обучения, перед тем был Microsoft Class Server, а начиналось все с рассылок
лекций по электронной почте.
Помните, в начале речь шла о стабильном интернете? Так вот,
если при сдаче случилось так, что у вас возникли проблемы с интернетом, в
результате которых сдача была прекращена, то как аргумент в свою пользу вы
должны взять у вашего провайдера справку о том, что “в такое-то время
произошел обрыв соединения”, иначе этот вопрос решить не удастся.
Сочувствую тем, кто пользуется, например, GPRS, и при сдаче у такого студента
пропадает покрытие и интернет теряет соединение: к кому же тогда идти за
справкой? Наверное, сложно будет получить справку у мобильного оператора.
Еще один недостаток сдачи – это таймер: неумолимый таймер,
который дает студенту определенный промежуток времени (например, полтора часа),
и ни секунды больше … И если “живого” преподавателя еще можно
попросить “ну еще минутку, ну две” и он, как правило, соглашается, то
с таймером такие забавы не пройдут, поэтому все надо успеть четко по
регламенту. Еще один аспект, который будет интересен каждому студенту – это
списывание. Каждый помнит, как делал себе шпоры, “бомбы” или смотрел
в тетрадь ближайшей однокурсницы, с которой имел одинаковые варианты. А как
списать, когда ты один дома и сдаешь сессию дистанционно? К кому подсмотреть в
тетрадь? И вообще застрахован ли способ дистанционного обучения от списывания?
Ирина Костенко говорит, что метод списывания был изобретен задолго до появления
ДО, а потому от таких действий не могут себя застраховать даже преподаватели на
обычных экзаменах. И здесь, на основе полученной информации от некоторых
студентов ДО КУП НАНУ мы можем констатировать, что списать там очень трудно.
Первая причина – таймер, который не остановишь и не выпросишь у него одну
минутку, а поиск информации для списывания занимает время, и не дает
возможности подумать над вопросами: например, как вам 85 вопросов за строго
определенных полтора часа? Думаю, что времени на поиск источника списывания не
хватит, а потому читать надо очень внимательно. Или, в крайнем случае, знать
хорошо, о чем говорилось в лекциях, и уже, в случае необходимости быстро найти
нужную информацию: изобретательные всегда впереди! Вторая причина – это анализ текста.
Некоторые тексты лекций написаны так, что определение следует составить самому
на основе прочитанного, и когда машина предлагает вам ряд определений и ни
одного из них в лекции нет, то единственный способ выбрать правильный вариант –
это составить определение самому, на основе прочитанных текстов, и отметить те
варианты, которые будут наиболее правильными. И, если суммировать все, что
касается сдачи, то подобный принцип действует и в ИНТУИТе, только там есть два
существенных отличия — это отсутствие таймера и неограниченное число пересдач.
И в заключение
Образование – вещь нужная, но куда важнее знания и умения.
Хочется, чтобы новейшие технологии внедрялись активно в учебный процесс,
поскольку это и дешевле, и природные ресурсы меньше затрачиваются. Еще один
плюс дистанционного обучения – это возможность многостороннего развития:
работаешь и учишься одновременно, а еще это реальный способ, путем анализа,
развить аналитический склад ума, что в дальнейшем будет помогать в жизни.